О работе театральных критиков в нашем городе. Взгляд от первого лица.

 

Вот и прошла неделя, «положенная» для более-менее объективного осмысления, теперь уже можно сказать совершенно точно, невероятного события для нашего театра, а именно работы в нашем городе со 2 по 5 мая ведущих театральных критиков страны Нияза Игламова и Александра Вислова. Вот именно так «работы в городе», а не просто «просмотра и обсуждения на труппе спектаклей», потому что всестороннее многоуровневое исследование социально-культурной составляющей нашего города — это гораздо больше, чем просто «обычное» обсуждение после спектакля, с которым мы сталкивались на многих фестивалях. Да, понятно, что в российском критическом дискурсе Димитровградский театр еще только-только начинает заявлять о себе и наши спектакли еще не входят в список самых обсуждаемых в театральных журналах России. Но тем интересней, видимо, исследователям покопаться в этой terra incognita, с тем чтобы заявить о своем праве первооткрывателя.

Все помнят историю, как гуру театральной критики Олег Лоевский, председательствовавший, между прочим, в жюри первого фестиваля «Театральный АтомГрад», вместе с Евгением Мироновым небезосновательно заявляли во всеуслышание, что это именно они открыли миру театр «Грань» из маленького города Новокуйбышевска, ныне трижды номинанта и лауреата Национальной премии «Золотая маска». Поэтому, наверное, и столь глубокий подход к анализу наших постановок избрали известные критики. Кто его знает, какой бриллиант может скрываться в нашей левобережной от Ульяновска непаханной почве.

Димитровград имеет свой собственный театральный фестиваль. И конечно же маститые критики давно протоптали дорожку в наш город. Однако подобный опыт, когда под прицелом ведущих театроведов страны, находятся исключительно работы одного местного театра, мы еще не имели. Хотя, как говорят старожилы, когда-то давно…

IMG_2067А началось знакомство с нашим театром у этих критиков еще на мартовском Всероссийском фестивале в Буинске, на котором, как признался потом Вислов, они и совершили это первое открытие, пока что для себя. Именно тогда, чтобы убедиться, что бриллиант в виде спектакля «Лысая певица», был не случайным разовым творением режиссера, — так очень часто бывает, — театроведы и решили отсмотреть и другие постановки театра. А заодно и на стационаре «оригинальную» домашнюю версию понравившегося спектакля.

В качестве основных объектов для просмотра и обсуждения на труппе были выбраны спектакли: «Гроза» по мотивам пьесы А.Н.Островского, «Примадонны» К.Людвига и, соответственно, «Лысая певица» по пьесе Э.Ионеско.

Но, как оказалось, театроведов интересовали не только спектакли. Им было интересно все, начиная от общей социально-культурной жизни города, до исторических традиций зарождения здесь театрального дела. Интересно то, что вслед за критиками и у нас постепенно складывалась более полная картина, открывалось что-то новое, или изменялся взгляд на вроде бы известные вещи.

сезон 1935-36г.Так, после посещения Краеведческого музея и изучения некоторых представленных документов, рассказывающих об истории театра, Александр Вислов поставил вопрос о пересмотре даты основания Димитровградского театра. Как выяснилось из газетных вырезок, открыток, афиш и программок, до 1943 года – даты, принятой за год основания, городской театр жил более чем активной жизнью, причем в здании, в котором располагается нынешний Храм Мельпомены. Известно, что с 1929 года в этом здании был размещен Колхозно-совхозный профессиональный театр Куйбышевского края №1– первый в Поволжье, ездивший, как утверждает газета «Волжская Коммуна» от 1935 года на всероссийский смотр (аналог современных фестивалей) в саму Москву с небезызвестным спектаклем «Гроза» в постановке режиссера «тов.Самойлова».

Однако, как оказалось, Театр существовал практически с самого дня сдачи здания под Народный дом. Причем во многих официальных документах он так и значился «Народный дом с Театром». Да, это был любительский театр, который был заложен силами местной интеллигенции. Но, как выяснилось, Театр имел репертуар, гастролировал по области и пользовался большой популярностью. Так, например, в местной газете от 1912 года попалась очень интересная статья (которая любезно передана театру Андреем Мокеевым): «20 февраля сего 1912 года в городе Карсуне, на основании телеграммы пристава посада Мелекесса, были задержаны две гимназистки Мелекесской гимназии: Александра Филиппова, 17 лет, и Александра Пядышева, 14 лет, скрывшиеся из Мелекесса в поисках артистов игравшей в Мелекессе театральной труппы. При задержании обе гимназистки пытались лишить себя жизни, приняв раствор креазота, но им своевременно оказана медицинская помощь, и жизнь их находится вне опасности. В тот же день, 20 февраля, они переданы родственникам, явившимся за ними из Мелекесса». Стоит отметить, что отцом одной из девиц был Николай Романович Пядышев, на секундочку, директор Мелекесского общественного банка и гласный посадской Думы. Из всей этой примечательной истории следует не только то, что нравы мелекесской молодежи ничуть не изменились. Возможно даже нынешние поскромнее будут. Да и журналистика столетней давности может в чем-то дать фору современной умением глубоко копнуть. Но главное-то, что театр был —  и о-го-го какой, раз юные мелекесские театралки креазотом травились.

А еще здесь имелся «Клуб любителей театра». Одним словом, театральная жизнь в городе кипела.

По-видимому, истоками этой необыкновенной любви к Театру послужила история края, которая тесным образом связана с этим замечательным направлением искусства.

IMG_0025Как известно, находящееся неподалеку от города, село Никольское-на-Черемшане некогда принадлежало помещику Н.А.Дурасову – одному из основателей русского театра, который имел у себя первый в Поволжье «крепостной театр» еще во второй половине 18 века. О знаменитом имении Николая Алексеевича очень подробно написано в автобиографическом произведении С.А.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Именно оттуда и стало известно о баснословно роскошной жизни черемшанского миллионера, собиравшего у себя в Никольском помещиков из трех губерний. Хозяин потчевал приволжских богатеев легендарной ухой из стерляди «по-дурасовски» и баловал захмелевших от такого изобилия гостей своим театром. Дурасов имел целых три труппы, и после переезда в Москву он забрал с собой лучших артистов. Позже это имение было выкуплено знаменитым Главой посада Мелекесса Г.К.Марковым, возведшим впоследствии и здание «Народного дома с Театром» в родном городе.

IMG_0051Таким образом, следующей географической точкой, которую посетили критики, стало именно это удивительное село.     Оказалось, что самого имения на том самом месте, где оно было изначально, уже нет. В последние сталинские годы (1950-53 гг) оно было затоплено при строительстве Жигулевского водохранилища. Однако дом и быт помещичьей усадьбы Дурасовых по истине чудесным образом были сохранены силами настоящих патриотов родного края — Борисовой Людмилы Михайловны и Коновалова Владимира Алексеевича. Эти люди по крупицам воссоздали интерьер двухсотлетней давности, в прямом смысле слова, вылавливая артефакты из «жигулевского моря». Да что там интерьер. Эти замечательные люди умудрились восстановить даже знаменитую уху по-дурасовски, накормив ею нас и наших гостей.

В Никольском выяснилось, что наша земля обладает каким-то удивительным свойством к порождению талантов от искусства и, соответственно, театра. В более поздние годы, после Дурасовых, имением владел основоположник русского водевиля Владимир Соллогуб, написавший здесь свое знаменитое произведение «Тарантас». Причем спектакль по пьесе В.Соллогуба «Беда от нежного сердца» в настоящее время входит в репертуар Димитровградского театра. Постоянным гостем поместья был Сергей Тимофеевич Аксаков, создавший свой «Аленький цветочек» именно под впечатлением сказок никольских крестьян. Еще одним знаменитым уроженцем маленького села был Дмитрий Васильевич Григорович, друг Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова, один из основателей журнала «Современник», в котором и написал свое программное произведение «Антон-Горемыка».

Безусловно, такое богатое наследие нашего края не могло не сказаться на высоких культурных предпочтениях жителей Мелекесса и, соответственно, Димитровграда, а также, конечно же, на уровне местного Театра.

Кроме указанных факторов, способствующих образованию Театра, критики познакомились с более современной историей нашего города, жители которого значительной своей частью принадлежат к «сословию» научно-технической интеллигенции и имеют, соответственно, очень высокие запросы к произведениям театрального искусства. Ну и конечно же, во внимание критиками также была принята творческая биография труппы театра, большая часть которой появилась в нашем городе в результате последних трагических событий на Украине.

Такой глубокий всесторонний подход позволил Александру Вислову и Ниязу Игламову максимально объективно подойти к критическому исследованию наших спектаклей. В ходе обсуждения на труппе были указаны как положительные моменты, так и те, которые нуждаются в доработке. В целом, постановки Димитровградского театра были оценены как очень высокие и рекомендованы для показа на самых авторитетных фестивалях страны, например, таких как Национальный фестиваль «Золотая маска» и Фестиваль малых городов России.

IMG_2110Ну а для меня, наверное, самыми знаковыми стали слова Нияза Игламова, которые он сказал не на труппе, а в разговоре со мной и с Висловым, о том, что для него лично главным результатом знакомства с нашим театром стала встреча с режиссером Олегом Александровым. «Для меня ваш Александров – это главное открытие сезона» — так сказал, на мой взгляд, самый интеллектуальный критик России. А еще Нияз позволил мне передать эти слова Олегу Валерьевичу «при удобном случае». Чем не случай? Чего уж там критики надумают еще о нашем театре по результатам посещения Димировграда, они, уверен, сами расскажут в статьях, которые напишут в театральных журналах.

Кроме того, очень серьезным следствием работы критиков стало соглашение о проведении в нашем городе раз в два года «Театральной лаборатории». Так, на сентябрь 2018 года – юбилейного для Театра (110 лет со Дня основания) — запланирована тематическая Лаборатория, посвященная 150-летию со Дня рождения М.Горького. На лабораторию будут приглашены ведущие российские, а возможно и зарубежные режиссеры, которые должны в сжатые сроки подготовить эскизы будущих спектаклей по произведениям М.Горького. Подобная методическая «стрессовая» форма, которая набирает все большую популярность в театральной России, дает очень высокий и интенсивный прирост актерского мастерства. Да что там актеров, — всех служб театра без исключения. Кроме того, в связи с тем, что взоры всего культурного сообщества страны будут прикованы к месту, в котором проходят подобные лаборатории, это все дает очень серьезные имиджевые преференции для города и региона в целом.

Также критики взяли на себя некоторые продюсерские обязательства в плане продвижения спектаклей нашего театра на гастроли в театры Казани, Москвы и Европы (Румыния). Ближайшие гастроли запланированы на осень следующего сезона в Казани на площадке Театра им. Г.Камала.

Взаимоотношения с Александром Висловым и Ниязом Игламовым не ограничиваются только указанными направлениями. В результате прошедшего мероприятия и высокой оценки нашей работы Димитровградский театр приобрел в данных театроведах настоящих друзей и советников. Так, уже сейчас, благодаря рекомендациям Н.Игламова наши артисты (П.Митякин, Н.Константинова и Е.Лазуренко) стали участниками форума «Рабочая лошадка», которая состоится в Набережночелнинском Театре кукол с 21 по 27 мая. Мастер-классы от ведущих российских специалистов, которые там пройдут, позволят им повысить свое актерское мастерство, и, соответственно, впоследствии поднять уровень всего нашего театра.

Кроме того, со всей ответственностью можно назвать по-настоящему бесценными советы данных критиков по розыгрышу грантов, в которых наш театр может принять участие и, конечно же, по выстраиванию репертуара. Так, критики дали очень ценные рекомендации по выбору современных пьес, которые можно использовать в постановках на нашей площадке, высказались в положительном ключе о спектакле «Женитьба» по мотивам произведения Н.В.Гоголя, который наш театр избрал для следующей постановки по федеральному гранту от партии «Единая Россия» по проекту поддержки театров малых городов России.

Нами было принято решение регулярно приглашать критиков для просмотра премьерных спектаклей.

Ну а говоря лично про себя, исключительно с эгоистической позиции, скажу, что разговоры о театральном искусстве, о литературе, о стихах, которые мы проводили по ночам до самого утра с этими умнейшими людьми в беседке просто потрясающего дворика гостиницы «Теремок», надолго останутся со мною.

IMG_0054Огромное спасибо Евгению, владельцу этого великолепного небольшого, но очень комфортного отеля, за то, на каком высоком уровне он нас встретил и какими гостеприимными хозяйками были его умницы-работницы Наталья, Анастасия и др. Надо сказать, что свели нас с таким замечательным владельцем гостиницы исключительно профессиональные качества и, безусловно, личное обаяние прекрасной Ирины Николаевны Ширяевой – начальника Управления культуры и искусства.

Ну и отдельное простое Человеческое спасибо и от себя лично и от всего театра нашей всем сердцем любимой, всей душою уважаемой Ирине Николаевне Горшениной, которая в очередной раз, вместе — чего уж там скромничать — с Николаем Анатольевичем Горшениным, помогли организовать это невероятно важное событие в жизни нашего театра, да и, думаю, города в целом.

Спасибо ВАМ большое!